Панама опровергла заявление США о свободном переходе через Панамский канал

Панама опровергла заявление Госдепартамента США об упразднении пошлин для правительственных американских судов.

В сообщении ведомства подчеркивается готовность Управления к диалогу с Вашингтоном.

«В ответ на сообщение Госдепартамента США Управление Панамского канала, обладающее полномочиями устанавливать тарифы за проход через канал и другие сборы, заявляет, что не вносило никаких изменений в свою тарифную политику»,- говорится в публикации.

- Ранее Госдепартамент США сообщил в соцсетях, что правительство Панамы согласилось освободить американские суда от уплаты сборов за прохождение через канал.

«Суда правительства Соединенных Штатов теперь могут проходить Панамский канал без каких-либо сборов, что позволит правительству США экономить миллионы долларов в год»,- утверждалось в заявлении Госдепа.

- Политика США в отношении Панамского канала.

3 февраля госсекретарь США Марко Рубио встретился в Панама-Сити с президентом Панамы Хосе Раулем Мулино.

На фоне этого визита президент США Дональд Трамп заявил, что, несмотря на то, что Панамский канал не был передан Китаю, он находится под его контролем.

«Соглашение нарушено. Либо мы вернем контроль над Панамским каналом, либо случится нечто очень серьезное»,- подчеркнул Трамп.

В свою очередь, Мулино подчеркнул, что управление каналом остается за Панамой и обсуждению не подлежит.

«Суверенитет Панамского канала не подлежит пересмотру»,- заявил Мулино.

По словам Главы Панамы, страна не намерена продлевать меморандум о взаимопонимании с Китаем, подписанный в 2017 году в рамках инициативы «Один пояс, один путь».

США пристально следят за тарифной политикой Панамского канала и если что готовы ввести санкции

Американские сенаторы выразили тревогу по поводу влияния Китая на Панамский канал, который, как пообещал президент Дональд Трамп, Соединенные Штаты вернут себе.

– Китайские компании строят мост через канал. Даже частично построенный он дает КНР возможность перекрыть канал без предупреждения. Кроме того, Китай контролируют контейнерные порты на обоих концах канала, – заявил председатель комитета Сената по торговле Тед Круз.

Значение этого межокеанского водного пути для Соединенных Штатов огромно. Более 40% контейнерных перевозок в США, которые оцениваются примерно в $270 млрд в год, проходят транзитом через Панамский канал.

В качестве одного из рычагов давления на власти Панамы в случае повышения тарифов на транзит через канал председатель Федеральной морской комиссии Луис Сола предложил «штрафовать и вводить ограничения на суда под панамским флагом, заходящие в американские порты».

В августе 2023 года из-за засухи время простоя танкеров в Панамском канале выросло почти в 2,5 раза.

Старые еще послужат

Утилизация контейнеровозов в 2024 году сократилась вдвое по сравнению с 2023 годом, поскольку кризис в Красном море привел ставки морского фрахта к пиковым значениям после COVID-19

По данным Alphaliner, на слом было сдано всего 56 судов, или 80 950 TEU, по сравнению со 162 000 TEU в 2023 году

Привлекательные цены на снос, характерные для случаев, когда на слом предлагается мало судов, оказались недостаточными, чтобы убедить владельцев сжечь старый тоннаж

В Alphaliner заявили: «То, как развивался рынок сноса в 2025 году, не оправдало первоначальных ожиданий, которые делали ставку на массовый всплеск продаж утилизации из-за старения мирового флота, все более строгих экологических норм и огромного количества новых строительных мощностей в 3 млн TEU, которые должны были появиться на рынке. Но на пути встала геополитика

Небезопасная ситуация в Красном море, когда большинство контейнеровозов вынуждены избегать маршрута через Суэцкий канал и следовать через мыс Доброй Надежды, вызвала огромный всплеск спроса на TEU-мили

Это не только помогло поглотить все новые строительные мощности, но и вызвало высокий спрос на чартерный тоннаж»

С учетом того, что ставки фрахта для некоторых типоразмеров судов почти удвоились по сравнению с уровнем 2023 года и достигли максимального за всю историю уровня в 2024 году, не считая исключительных 2021 и 2022 годов, когда наблюдался бум спроса после ковида, у судовладельцев были самые веские причины придерживать свои старые суда

Удвоение числа судов под ложным флагом: тревожный сигнал для морской индустрии

Количество судов, использующих ложные флаги, выросло более чем вдвое с марта 2023 года — с 110 до 223 единиц, сообщает Lloyd’s List. Большинство из них — нефтяные танкеры и грузовые суда.

Почему это происходит?

- Геополитическая нестабильность и санкции вынуждают судовладельцев искать "серые зоны".

- Резкий рост регистрации судов в небольших странах, таких как Сан-Томе и Принсипи (+385%).

- Аутсорсинг регистрации частным компаниям с уязвимостями.

Чем это грозит?

- Угроза безопасности на море, экологическим стандартам и благополучию моряков.

- Недостаточные проверки подрывают доверие к системе регистрации судов.

Что делать?

Инициативная группа из 22 стран предлагает:

- Ввести строгие руководящие принципы для проверки судов и прозрачности.

- Поддерживать развивающиеся страны в улучшении их морских реестров.

Международное морское сообщество готовится рассмотреть эти меры на заседании IMO в 2026 году.

Ocean Alliance с апреля 2025 года запустит крупнейшую сеть контейнерных сервисов

Члены Ocean Alliance (Evergreen Line, COSCO Shipping Line, CMA CGM и Orient Overseas Container Line) подписали совместно разработанный документ, который предполагает запуск в апреле 2025 года крупнейшей сети по доставке контейнерных грузов. Соглашение включает описание ротации портов для каждого из контейнерных сервисов. Об этом сообщила пресс-служба Evergreen.

Для обслуживания 41 еженедельного контейнерного сервиса будет задействовано около 390 контейнеровозов общей номинальной вместимостью около 5 млн TEU. Они будут связывать более чем 520 пар портов.