Укрепление сотрудничества России и Китая в сфере арктического судоходства стало стратегическим ответом на геополитические вызовы и санкционное давление.
Сегодня до 95% арктического транзита приходится на эти две страны, фактически создающих закрытый российско-китайский морской коридор, независимый от западных альянсов.
На фоне кризиса в Красном море и роста фрахтов через Суэц, Северный морской путь (СМП) становится все более привлекательной альтернативой:
— маршрут Азия–Европа короче на 30–40%,
— навигация теперь возможна несколько месяцев в году из-за сокращения ледового покрова,
— Россия обладает крупнейшим в мире атомным ледокольным флотом под управлением «Росатома».
Однако масштабное развитие маршрута требует инвестиций в порты, инфраструктуру, системы безопасности и экологическую защиту. Эксперты отмечают, что СМП в ближайшие годы станет дополняющим, а не заменяющим мировым маршрутом — обслуживая, прежде всего, российско-китайскую торговлю и срочные грузы.
Главная ценность проекта — не только в экономике, но и в формировании альтернативной мировой логистической системы, где Россия и Китай выстраивают новую архитектуру глобальной торговли, независимую от Запада.
