Кризис в контейнерных перевозках: угроза для мировой торговли

Мировой рынок контейнерных перевозок сталкивается с рекордным перенасыщением флота. Массовые поставки новых судов из Азии опережают рост спроса и могут спровоцировать длительную нестабильность в цепочках поставок — минимум до 2029 года, по данным Linerlytica.

-> Проблема — глобальная:

75% мировой торговли идёт морем. Перебои особенно опасны для островных стран, экспортно-ориентированных экономик и регионов с ограниченными наземными маршрутами.

-> Последствия:

• Снижается надёжность логистических сервисов

• Растёт давление на продовольственную безопасность и промышленные цепочки

• Обостряется конкуренция за порты и морские маршруты

• Страны начинают искать альтернативную инфраструктуру и маршруты

-> В зоне риска:

• Страны Африки к югу от Сахары

• Малые островные государства — полностью зависят от морской логистики, но не могут влиять на ставки и расписания

-> Возможные сценарии (по Container News):

Мягкая адаптация – утилизация старых судов и снижение скоростей

Жёсткий кризис – банкротства, госсубсидии и глобальные сбои

-> Реакция уже началась: инвестируются новые маршруты (например, через Арктику), формируются стратегические резервы и усиливается кооперация внутри региональных блоков.

Вывод: логистика становится не только бизнесом, но и вопросом безопасности. Вопрос в том — успеет ли глобальная система адаптироваться?

Порт Клайпеды объявил о начале приема заявок на участие в амбициозном проекте развития Южного порта, который станет крупнейшим расширением в истории порта

План включает в себя обустройство около 100 гектаров земли и строительство 1,3 километра причальних стенок.

Цель проекта — нарастить грузопоток и привлечь в Балтийский регион современных операторов терминалов, производителей и логистические компании.

Ожидается, что после завершения строительства новая инфраструктура еще больше укрепит статус Клайпеды как ведущего порта в странах Балтии.

Hub Shipping запустит линию между портами Китая, Египта и российской Балтики

Компания Hub Shipping, агент китайского перевозчика VUXX Shipping, запускает в августе новый регулярный контейнерный сервис.

-> Маршрут: Шанхай — Нинбо — Наньша — Дамиетта — Калининград — Санкт-Петербург

-> Время в пути из Шанхая в Петербург — ~42 дня

-> На первом этапе задействуют 6 контейнеровозов

-> Первый рейс — 2 августа из Шанхая, 15 сентября — из Санкт-Петербурга

Ожидается, что новый сервис укрепит логистические связи между Азией, Ближним Востоком и Россией.

DP World вложит 800млн долларов в развитие инфраструктуры и терминалов в сирийском порту Тартус

Сделка с DP World, дочерней компанией инвестиционной компании из Объединенных Арабских Эмиратов Dubai World, направлена на развитие многоцелевого терминала в Тартусе на средиземноморском побережье Сирии и сотрудничество в создании промышленных зон и зон свободной торговли.

Еще один проблемный торговый маршрут и пробка из судов

В Ормузском проливе образовалась серьезная пробка — скопилось почти тысяча судов. Об этом сообщает S&P Global со ссылкой на участников рынка

Навигация через пролив сейчас возможна только в светлое время суток — его используют лишь около 16 часов в день, вместо обычных 24. Кроме того, работу судов осложняют сбои в навигационных системах и средствах связи. Это повышает риск инцидентов на маршруте

Некоторые капитаны, опасаясь столкновений или других угроз, принимают решение развернуться и не проходить пролив вовсе

«Сейчас речь идет не только об опасениях возможных атак на суда, но и о непосредственной проблеме — как вывезти последние партии грузов из Персидского залива»

Парламент Ирана уже проголосовал за перекрытие пролива. Для окончательного решения необходимо одобрение Совета по национальной безопасности и лидера страны — аятоллы Хаменеи. Угроза вполне реальна: ширина Ормузского пролива составляет всего 33 километра, и иранские ракеты способны нанести удар по любому судну, решившемуся на проход

Ормузский пролив — ключевой логистический узел мирового значения. До начала обострения конфликта между Ираном и Израилем через него проходило до трети глобальных поставок энергоресурсов. Это около 17,8–20,8 млн баррелей нефти в сутки

Хоть этот путь и известен больше как маршрут для перевозки нефти и СПГ, через него также проходят и контейнеровозы, направляющиеся в порты Персидского залива (Дубай, Хамад, Хор-Факкан, Шарджа, Бендер-Аббас)

Контейнерные суда доставляют в эти порты широкий спектр товаров — от потребительских до промышленных. Хотя объем контейнерных перевозок в этом регионе меньше, чем в других, он все равно остается значимым