Еще один проблемный торговый маршрут и пробка из судов

В Ормузском проливе образовалась серьезная пробка — скопилось почти тысяча судов. Об этом сообщает S&P Global со ссылкой на участников рынка

Навигация через пролив сейчас возможна только в светлое время суток — его используют лишь около 16 часов в день, вместо обычных 24. Кроме того, работу судов осложняют сбои в навигационных системах и средствах связи. Это повышает риск инцидентов на маршруте

Некоторые капитаны, опасаясь столкновений или других угроз, принимают решение развернуться и не проходить пролив вовсе

«Сейчас речь идет не только об опасениях возможных атак на суда, но и о непосредственной проблеме — как вывезти последние партии грузов из Персидского залива»

Парламент Ирана уже проголосовал за перекрытие пролива. Для окончательного решения необходимо одобрение Совета по национальной безопасности и лидера страны — аятоллы Хаменеи. Угроза вполне реальна: ширина Ормузского пролива составляет всего 33 километра, и иранские ракеты способны нанести удар по любому судну, решившемуся на проход

Ормузский пролив — ключевой логистический узел мирового значения. До начала обострения конфликта между Ираном и Израилем через него проходило до трети глобальных поставок энергоресурсов. Это около 17,8–20,8 млн баррелей нефти в сутки

Хоть этот путь и известен больше как маршрут для перевозки нефти и СПГ, через него также проходят и контейнеровозы, направляющиеся в порты Персидского залива (Дубай, Хамад, Хор-Факкан, Шарджа, Бендер-Аббас)

Контейнерные суда доставляют в эти порты широкий спектр товаров — от потребительских до промышленных. Хотя объем контейнерных перевозок в этом регионе меньше, чем в других, он все равно остается значимым

Турция взвинтила тариф: проливы подорожали

С 1 июля Турция поднимает стоимость прохода судов через Босфор и Дарданеллы на 15%, до $5,83. Это уже четвёртое повышение с 2022 года — тогда ставка была $0,8. Рост составил в 7,2 раза.

Тарифы рассчитываются по золотому франку — расчётной единице времён Конвенции Монтрё 1936 года. Цена растёт вслед за золотом: унция сейчас стоит $3 320.

Министр транспорта Уралоглу заявил, что повышение поможет поддерживать инфраструктуру и качество госуслуг на проливах.

Босфор и Дарданеллы соединяют Чёрное и Средиземное моря. Суда проходят маршрут без захода в порты, но платят по полной.

Море химии: стартовали прямые поставки опасных грузов из КНР

Китайская провинция Хунань начала прямые морские поставки опасных химических веществ в Россию. Как сообщили в транспортном департаменте региона, первые 15 контейнеров с перекисью водорода уже отправлены из новой портовой зоны Чэнлинцзи (порт Юэян) в Приморский край.

Маршрут Xiang-Russia Express, открытый в 2023 году, ранее использовался преимущественно для перевозки автозапчастей и древесины. Теперь он стал логистической альтернативой традиционным автоперевозкам через южные порты Китая. По словам представителей порта, новая схема позволила снизить затраты на транспортировку одного контейнера на 800 юаней ($112) без потери в скорости доставки.

С развитием маршрута порт Чэнлинцзи планирует выйти на оборот до 300 TEU в месяц.

Рейтинг крупнейших контейнерных линий по вместимости флота

Актуальные данные на май 2025

Совокупная вместимость флота (TEU-capacity) — вместимость в TEU всех контейнеровозов, которыми оперирует компания

1. MSC (Mediterranean Shipping Company)

• Вместимость флота — 6 624 809 TEU

• Доля рынка — 20,6%

• Новых судов в заказе — 127 единиц

2. A.P. Møller – Maersk

• Вместимость флота — 4 567 747 TEU

• Доля рынка — 14,2%

• Новых судов в заказе — 52 единицы

3. CMA CGM

• Вместимость флота — 3 949 808 TEU

• Доля рынка — 12,3%

• Новых судов в заказе — 97 единиц

4. COSCO Shipping

• Вместимость флота — 3 369 473 TEU

• Доля рынка — 10,5%

• Новых судов в заказе — 69 единиц

5. Hapag-Lloyd

• Вместимость флота — 2 412 697 TEU

• Доля рынка — 7,5%

• Новых судов в заказе — 32 единицы

6. ONE (Ocean Network Express)

• Вместимость флота — 2 033 115 TEU

• Доля рынка — 6,3%

• Новых судов в заказе — 44 единицы

7. Evergreen Marine

• Вместимость флота — 1 816 359 TEU

• Доля рынка — 5,6%

• Новых судов в заказе — 53 единицы

8. HMM (Hyundai Merchant Marine)

• Вместимость флота — 944 539 TEU

• Доля рынка — 2,9%

• Новых судов в заказе — 7 единиц

9. ZIM Integrated Shipping Services

• Вместимость флота — 767 071 TEU

• Доля рынка — 2,4%

• Новых судов в заказе — 14 единиц

10. Yang Ming Marine Transport

• Вместимость флота — 713 101 TEU

• Доля рынка — 2,2%

• Новых судов в заказе — 8 единиц

Суэцкий канал в активном привлечении груза

Управление Суэцкого канала объявило о скидке в размере 15% на транзитные сборы для контейнеровозов, идущих в полном грузе или порожних, с нетто-регистровым тоннажем 130 000 тонн или более, проходящих по Суэцкому каналу в обоих направлениях

Скидка будет предоставлена непосредственно при транзите без необходимости подачи каких-либо специальных запросов или документов

Делается это «в попытке восстановить торговые потоки через этот водный путь и помочь перевозчикам справиться с растущими страховыми премиями». И на фоне позитивных изменений с безопасностью

Доходы от канала резко сократились в четвертом квартале 2024 года, упав до $880,9 млн с $2,4 млрд годом ранее

А на прошлой неделе председатель управления канала встречался с представителями судоходных агентств, которые призвали к временной финансовой помощи, чтобы компенсировать растущие расходы на страхование на фоне продолжающейся классификации Красного моря как зоны повышенного риска